Выставка ‘CARPE DIEM’ — до января в «Аптекарском огороде»

До 10 января в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» проходит выставка ‘CARPE DIEM’ («Лови мгновение»).

Проект состоит из 21 работы (сухие цветы, залитые смолой, создающие 3-d эффект) в рамах с надписями на латыни — языке, не подвластном времени.

Художник — Мария Комыса, куратор — Вера Калмыкова. Работа над проектом заняла почти 3 года: от сбора растений в Турции до экспериментов с материалами и окончательного формирования философской концепции и текстов на латыни.

Идея «остановить мгновение» всегда будоражила лучшие умы человечества. Художник Мария Комыса предлагает свой, очень женский, способ: облик растений можно зафиксировать с помощью смеси смол. 

Куратор Вера Калмыкова:

— Цветы — самое хрупкое, самое яркое. Они умирают перед каждой зимой и для человека всегда связаны с ощущением времени: ожидание первой мать-и-мачехи после долгого льда, вербное воскресенье, народные приметы, праздники. Но когда в палеонтологическом музее мы видим на расстоянии вытянутой руки оттиск древнего папоротника на камне, ощущение времени приобретает другое измерение, чем если бы мы имели в виду только «здесь и сейчас». Мы живём в одном мире и времени с древовидными папоротниками, орхидными и деревом гинкго билоба, а ведь это ровесники динозавров.

В работах есть как листья гинкго и папоротников, так и полевые цветы, и россыпь ромашек. Разные по формату и цвету фона — как наши чувства в секунды разных дней. Одни я собрала, гуляя у лесного озера, другие в ожидании своего сына. Этот букет подарил любимый, а поход за этими цветами планировали долго, а срезали их ночью, под луной, забравшись на старинную стену в центре города…  Листья гингко я нашла в траве после сильного ветра: вечером в ботаническом саду горели фонари, мы специально приехали смотреть на древних исполинов.

Цветы на моих работах не проглаживались, не было цели создать идеальный гербарий или букет, они такие, как есть, настоящие… С проеденной дырочкой или засохшим кончиком, потому что это красота во времени, остановленная навечно. Carpe diem… Лови момент.

В XVI столетии возникла, а в XVII особенное значение приобрела культура гербария. Засушивание, препарирование, зарисовка растений оказались излюбленными занятиями образованных людей. Листы с подробнейшим изображением корней, стеблей и соцветий украшали гостиные и кабинеты. Люди со вкусом коллекционировали гравюры и рисунки, потихоньку превращавшиеся в атрибут интеллектуального дома.

В 1970-е годы вошёл в моду янтарь. Почему-то именно тогда в окаменелой смоле разглядели загадку веков: катастрофически остановленный миг, за который капля успевала накрыть жучка или мушку, листик или травинку, символ красоты и вечной жизни, хотя внутри янтаря — микроскопическая смерть. Женщины всему предпочитали ожерелья из пойманных мгновений — странные, парадоксальные украшения.

С развитием технологий мастера получили возможность создавать композиции из цветов и листьев. Флористика стала естественной спутницей дизайнера: растения помещают внутри прозрачных столешниц или других деталей мебели, интерьера, вставки из прозрачной смолы — основа популярного вида бижутерии, подходящей на любой возраст.

Время! Приручённое, засушенное, засмолённое, пригвождённое, внедрённое в вязкую плотную среду, не допускающую воздуха, а значит, гниения; время, избавленное от себя самого, полностью подчинённое человеку. Визуализация латинского ‘carpe diem’ — лови момент: художник мало что поймал его, так ещё и композиционно обустроил. Момент жизни натуры и момент творчества автора, время в квадрате, квинтэссенция натюрморта, маленькая вечность.

Время! Одно из двух состояний, без которых невозможна человеческая жизнь. Вязкое, как смола, ставшая и связующей материей, и метафорой остановленного момента в серии Марии Комыса ‘Carpe diem’ («Лови момент»). Второе состояние — пространство. Его присутствие на работах Марии Комыса обозначено 3d-эффектом, возникающим благодаря объёму, созданному всё той же смолой. И декоративные возможности нашего мира, его самых постоянных и самых эфемерных порождений — жителей растительного царства.

Художница Мария Комыса больше всего на свете любит сливать и смешивать, сглаживая противоречия, языки и образы эпох. Проект ‘Carpe diem’ — способ соединить высокое и прикладное искусства, напомнить об элементе прекрасного в природе и о возможности внести его в каждодневную жизнь, в домашнее интимное пространство. В небрежности расположения растений ощущается то, что мы в лесу или поле называем «случайным узором». Мария прошла путь от гедонистического призыва «Лови момент» к фаустианскому «Остановись, мгновение!» Прозрачную смолу украсила рукописная латынь, а ожерелья слов дополнили ожерелья листьев и соцветий. Перед зрителем лаконичные и сдержанные композиции — в немногословии таится призыв увидеть день и час, насладиться линией и тенью, главное же — остановиться, перевести дух и дать пищу глазу и уму, ведь латинские слова далеко не везде обозначают названия растений: это и слова, им созвучные, и пословицы.

Всё стало символом. Смола — воздуха, небесной оптики, столь же сложной, как и рукотворная. Растение «как оно было» — ценности того, мимо чего проходим мы и что проходит мимо нас. Слова — мудрости человечества. Мария Комыса выстроила в своих работах смысловые поля из латинских названий растений и отвлечённых понятий, близких к ним по звуку и отчасти значению, и целостных по смыслу изречений. Так попытка прервать ход времени соединилась с порывом найти универсальный код бытия.

Место проведения — арт-галерея «Хортус» (переход между Пальмовой и Викторной оранжереями).

Сайт https://ot-ido.art/u/komysa-maria 

Фейсбук https://www.facebook.com/profile.php?id=100009973928321 

Инстаграм www.instagram.com/pinturagraficaminiatures 

 

Поделитесь с друзьями

Подпишитесь на новости

Privacy Preference Center

Necessary

Advertising

Analytics

Other